ENGLISH О пианисте Пресса Музыка Видео Фотоальбом Контакты  
Google auto translation: ENGLISH FRENCH
 Малкус АлександрНовостиАлексей Владимирович Станчинский
 Алексей Владимирович Станчинский   Великие и знаменитые

Сын серебряного века

Чудесное место Оболсуново. Здесь неспешно течет, звеня серебром вод, небольшая речка Ухтохма, в темной липовой аллее, сохранившейся со стародавних времен, щебечут неугомонные птахи, корабельные сосны таинственно шумят, упираясь колючими кронами в небесную высь лазурного свода. Всякий раз, попадая в эту девственную красоту и ощущая ее магию красок, звуков и образов, ловишь себя на мысли, что именно в этом дивном уголке и должен был явиться на свет талантливый человек. Он и явился.

9 марта 1888 года в небольшом домике инженера-технолога каретниковской фабрики Владимира Николаевича Станчинского царило приятное оживление; в семействе ждали пополнение. Супруга - Татьяна Алексеевна благополучно разрешилась от бремени, и по комнатам жизнеутверждающе неслись первые крики новорожденного. Через несколько дней мальчика крести в церкви близлежащего села Алферьево и нарекли Алексеем; впереди был день памяти преподобного Алексея, человека Божьего.

Семья Станчинских была музыкальной. Владимир Николаевич превосходно исполнял романсы, ему аккомпанировала на пианино жена - сказывалось ее гимназическое образование в Москве. Занималась музицированием и старшая дочь Лидия. В летний период в Оболсуново приезжали студенты Московской консерватории, которые давали уроки музыки дочерям Шуйского предводителя дворянства Ивана Степановича Шмидта. Вместе с Юлией и Александрой Шмидт занималась и Лидия Станчинская. Домашние занятия у девочек проверяла Татьяна Алексеевна, делала замечания и необходимые рекомендации. Среди учителей был и Алексей Гречанинов - будущее светило серебряного века. Он обнаружил у маленького Алеши музыкальные способности, старался развить их, объясняя сложные музыкальные формы доступным для юного дарования языком. Атмосфера музыкального Оболсунова, пожалуй, предопределила судьбу Алексея Станчинского. Вся его дальнейшая жизнь уже неразрывно связана с музыкой и сочинительством.

После закрытия в 1892 году оболсуновской красильной фабрики Каретниковых семья Станчинского вынуждена перебраться в центр губернии - Владимир. В поисках достойной работы отец перевозит своих домочадцев сначала в Тверь, где занимает должность фабричного инспектора, затем в Псков, Ревель, и, наконец, в Смоленск.

В 1904 году Алексей приезжает в Москву, к этому времени сестра Лидия успешно обучается в последнем классе Московской консерватории. Он делится с ней своими оригинальными идеями и творческими задумками. Алексей встречается со своим первым наставником в мире музыки - А.Т. Гречаниновым. Алексей Тихонович рад приезду талантливого ученика. Он видит, что из него может вырасти большой русский музыкант. Гречанинов знакомит Станчинского с Сергеем Ивановичем Танеевым, уже признанным корифеем в области искусства. Танеев, будучи замечательным композитором и педагогом, по достоинству оценивает первые творческие шаги молодого музыканта из глубинки. Сергей Иванович увлеченно занимается с ним, часто приглашает к себе домой, при этом обучение ведется совершенно безвозмездно. Танеев считает Станчинского своим лучшим учеником, в 1908 году он даже берет его в свою поездку ко Льву Толстому в знаменитую Ясную Поляну. Еще одним учителем Станчинского был композитор и теоретик музыки Николай Сергеевич Жиляев. Он дает ему уроки гармонии и формы. Несколько раз, несмотря на занятость, приезжает в Смоленскую губернию, в деревню Логачево, где обосновались Станчинские, чтобы познакомиться со своим воспитанником. Между ними завязалась длительная переписка. В одном из писем, адресованных молодому композитору, Николай Сергеевич пишет: "Твои эскизы кажутся мне настоящими художественными произведениями - это наиболее индивидуальное из всего написанного тобой. Хотя бы с первых двух тактов можно узнать Станчинского, я ими восхищен".

Это высшая похвала из уст музыкального критика. Репертуар Станчинского помимо собственных произведений включает музыкальные творения Шумана, Шопена, Грига, Скрябина, Метнера. В начале марта 1914 года молодой пианист дебютировал в Малом зале Московской консерватории. Организован концерт редакцией популярного журнала "Маски". Публика встретила его благожелательно; были и аплодисменты, и цветы. Восхищенная солистка Большого театра М.А. Дейша-Сионицкая пригласила молодого композитора погостить на свою дачу в Коктебель…

За несколько лет своей активной творческой деятельности А. Станчинский умудряется сочинить большое количество музыкальных произведений, здесь и сонаты, и каноны, прелюдии и эскизы. Он пишет крупное фортепьянное произведение "Мефитика", завершает лирический цикл "10 шотландских песен" на стихи Роберта Бернса. Издательством П.Н. Юргенсона были выпущены "12 эскизов" для фортепьяно с оркестром. В эстетских кругах всё чаще говорят о новом гениальном композиторе Алексее Станчинском.

В музыкальной палитре композитора много эмоций, нервного надлома, поиска ускользающей гармонии, ощущения драматического финала эпохи. Болезненная душа Станчинского почувствовала неминуемую гибель культуры серебряного века, да и свою собственную трагедию. Балет, над которым работал композитор, назывался пророчески - "Маска красной смерти". "Маска красной смерти" уже надвигалась на Россию, впереди была революция и гражданская война…

Осенью 1914 года "Русская музыкальная газета" напечатала небольшой некролог, в котором говорилось о скоропостижной кончине молодого композитора Алексея Станчинского. Ему было всего 26 лет. Он ушел из жизни при весьма загадочных обстоятельствах. Разлученный матерью со своей возлюбленной - Еленой Бай, и родившемся в 1910 году сыном, Алексей тайком покинул дом, чтобы встретиться с ними. Однако свидеться им было не суждено. Бездыханное тело Станчинского было обнаружено на берегу реки Балоновки через два дня. Лишь спустя неделю, 29 сентября композитор был погребен на Новоспасском кладбище.

Не сами ль мы своим воображением

Жизнь создаем, к бессмертию идя,

И мир зовем волшебным сновидением

Под музыку осеннего дождя…

В тот далекий сентябрьский день с неба падали звонкие серебряные капли… Оплакивала природа еще одного талантливого, самобытного сына русской земли.

"Свеча горела на столе, свеча горела"

В одном из писем Алексей Станчинский с горечью замечает: "Истинного музыканта мало кто оценивает; или ругают, или восторгаются без всякой критики". Творческое наследие композитора постигло еще одно бедствие - долгие годы забвения. Лишь через десятилетие со дня смерти о Станчинском вспомнили. Замечательный композитор, будущий народный артист СССР А.Н. Александров в журнале "Современная музыка" за 1972 год пишет: "Ознакомившись с сонатами, прелюдиями, канонами убеждаешься в несомненной гениальной одаренности их автора… Произведения эти поражают своей свежестью и высокой оригинальностью: ритмической, мелодической и гармонической. Более ранние из них еще носят на себе оттенок влияния Скрябина, которое быстро изживается композитором, обладавшим огромной фантазией и изобретательностью. То дикая и мрачная, то глубинная и нежная, иногда несколько болезненная фантастика соединяется в них со склонностью к отвлеченным, сложным формам канона, и жизненной страстностью, и сжатостью формы. Следует думать, что это в высшей степени своеобразное творчество не пройдет бесследно в истории русской музыки, и произведет соответствующее впечатление на людей, любящих музыку". Этот отзыв Александров написал на выходящие в 1926-1928 годах в Музгизе сочинения Станчинского. Издание это увидело свет благодаря стараниям и заботам Н.С. Жиляева. Он всю жизнь хранил память о своем безвременно ушедшем ученике. Сам Николай Сергеевич попал в кровавые жернова сталинских репрессий, в недрах НКВД осела и его бесценная библиотека. О Станчинском вновь забыли на долгие годы. Возвратился гениальный композитор из небытия только в конце 50-х годов минувшего века. Его музыкальным наследием заинтересовался молодой пианист В.С. Матвеев-Вентцель. С тех пор уже на протяжении 50 лет Валентин Сергеевич занимается изучением и популяризацией его творчества. За эти годы исследователь собрал богатый материал о Станчинском, которой он получил из рук его сестры Лидии Владимировны, супруги Елены Ивановны Бай и близкого друга семейства Станчинских - Анны Астафьевой.

В 1960 году увидели свет "Сочинения для фортепьяно" А. Станчинского, а через 6 лет издали струнное трио. По словам Матвеева-Вентцеля, это всего малая толика созданного композитором, его полное собрание сочинений потребует семитомника! (Напомним, что композитор прожил всего 26 лет.)

Произошло возвращение Станчинского и на его малой родине. Ежегодно во время проведения на тейковской земле "Дней династии фабрикантов Каретниковых" в санатории "Курорт Оболсуново" устраиваются концерты из произведений талантливого земляка. В этом году в день 118-летия А. Станчинского была открыта торжественно экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве. Экспозиция "Гений серебряного века Алексей Владимирович Станчинский" была выполнена по гранту президента Российской Федерации, который был выигран в конкурсе на присуждение грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Автором оригинальной идеи является композитор, главный режиссер музыкального полифонического театра "Эльмовы огни" В.С. Матвеев-Вентцель, координатор проекта И.Ю. Черемушкин - президент НКО "Фонд Каретниковъ" (г. Тейково). Приложил руку к выделению положенных средств и Владимир Жириновский, обратившись к чиновникам от культуры с просьбой о скорейшем перечислении денег.

При оформлении экспозиции в библиотеке санатория "Оболсуново" были использованы элементы интерьера рубежа веков. В музейных витринах - снимки, ноты, афиши. Богатая коллекция фотографий знакомит посетителей с жизнью Станчинского и с его окружением. Когда всматриваешься в фотоматериалы далекого прошлого, невольно соприкасаешься с застывшей в пространстве историей. Эти мгновения бесценны.

…На овальном столе горит свеча. От дрожащего огонька блики бегут по витринам и образы за столом оживают. Маленький Алеша вот-вот умчится шалить, гимназист Станчинский робко подойдет к роялю, и уже состоявшийся композитор, поправит ноты на пюпитре, ударит тонкими пальцами по послушным клавишам… На столе мерцает свеча и пусть она уже никогда не гаснет - свеча нашего преклонения памяти.

ИВАНОВСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ЛИГА КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Алексей Владимирович  ...

Алексей Владимирович Станчинский



Дата: 20.09.2008 12:39 (Прочтено: 2700)
Copyright © Малкус Александр   Все права защищены.


ПечататьПечатать
ОтправитьОтправить
Самая читаемая в этой теме статья
Алексей Владимирович Станчинский


Ваш комментарий
Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

Тема:


Комментарий:

Можно использовать BB-code, совместимый с phpBB 2 (Помощь).
Код HTML отключен.


 


  Упорядочить:  


русская живопись гармония цвета

Путь для достижения звучания внутренней гармонии