10 октября 1903 года то ли в Пскове, то ли в расположенной где-то в его окрестностях деревне под названием Парфяновка – тут разные энциклопедии по-разному трактуют, - в семье Александра Дукельского и Анны Копыловой родился мальчик. Отец Володи – так назвали будущего композитора – был гражданским инженером, который вскоре получил новое назначение – в Киеве. Обучение ребёнка музыке началось в семь лет; в восемь Владимир Дукельский написал первое крупное произведение: балетные сцены; а в тринадцать был принят в консерваторию, где стал учеником Рейнгольда Глиера – по композиции и Мариана Домбровского – по фортепиано.
В 1920-м году семья эвакуировалась из Крыма, куда была заброшена водоворотом гражданской войны. Далее – обычный для эмигранта маршрут: Стамбул – Париж. Здесь Дукельский становится активным участником музыкальной и литературной жизни, его балеты («Зефир и Флора», «Ивонна», «Жёлтая маска») идут в рамках дягилевских сезонов и выдерживают десятки и даже сотни представлений в Вене, Париже, Лондоне. Дукельский высоко оценён Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым, с последним они делаются друзьями. Одновременно он – участник литературной жизни; стихи, подписанные «Владимир Дукельский» соседствуют на страницах сборников молодых поэтов эмиграции с Ириной Одоевцевой и Иваном Савиным…
Однако Владимир Дукельский – и как поэт, и как композитор – известен практически только знатокам эмигрантского искусства, несмотря на высокую оценку современников (Прокофьев, Стравинский, Иваск, Дягилев, Баланчин) и солидное творческое наследие (несколько балетов; симфония, премьерой которой дирижировал сам Сергей Кусевицкий, скрипичный, виолончельный, фортепианный концерты; опера на собственное либретто, четыре поэтических сборника и книга автобиографической прозы).
Всемирную же известность бывшему псковичу принесла его «вторая жизнь», начавшаяся во время путешествия в Америку в 1921 году.
Там Дукельский впервые слышит джаз, пробует писать джазовые темы и знакомится с Джорджем Гершвином (тоже, кстати, «нашим человеком» одесситом по происхождению). Совет Гершвина: «Продолжайте это дело, но возьмите американский псевдоним». Так появляется известное каждому джазмену и любителю джаза имя: Vernon Duke (то есть: V. Dukelsky)
Тот самый Вернон Дюк, чьё имя стоит в одном ряду с Гершвином, Берлином, Керном – авторами самых известных «вечнозелёных» тем, которые исполняли и исполняют все звёзды джаза. «April in Paris», «Autumn in New York», «What Is There to Say», «I Can’t Get Started (with You)» известны в исполнении Каунта Бейси, Арти Шоу, Эррола Гарнера, Теллониуса Монка, Чарли Паркера, Сары Воан, Бадди Дефранко, Эллы Фитцджеральд, Пола Блея, Чета Бейкера, Келли Смит и Кармен Макрей.
"Псковская губерния" №11(380)
|